четверг, 25 июня 2015 г.

Я.Л.Вишневский. "Бикини"

После прочитанного несколько лет назад "Одиночества в Сети" попадавшиеся книги Я.Л.Вишневского пробегала-проглядывала, не особо останавливаясь. Как-то всё было похоже одно на другое.
"Бикини" - что-то пляжно-летнее. Так показалось из названия (имя автора настраивало на игриво-слезливый лад).
Но я, к счастью, ошиблась. Книга глубокая, серьёзная, тяжёлая.
История начинается в Дрездене, который бомбят американцы и англичане. Три дня агонии мы видим глазами Анны (у неё и немецкие, и польские корни). Её отец, не принимающий фашистов, был убит под Сталинградом. Бабушка , рискуя своей жизнью, прятала в погребе еврейского мальчика. В полуразрушенной церкви прячутся вместе еврейская семья и фашистский офицер. Мир перевернулся. Но остался на снимках Анны: её единственное богатство - фотоаппарат. Теперь девушка старается сохранить на плёнке всё, что видит.
Рядом со Смертью живёт Любовь. Несколько дней счастья проживает Анна, прячась с возлюбленным в "склепе, в подземелье несуществующего Дрездена". Потом от любви остаются только воспоминания: звуки скрипки, платье...
Случайно Анна знакомится с американским фотографом. Он помогает ей распечатать снимки умирающего Дрездена. Восхищённый мастерством Анны, её острым взглядом, Стэнли помогает девушке уехать с ним в Нью-Йорк. Теперь Анна работает в одной из престижных газет. Но жизнь в спокойной и сытой Америке постоянно заставляет героиню вспоминать войну, которая ещё не закончилась, своё немецкое происхождение. Да и бескомпромиссность Анны (порой доходящая до озлобленности) не по вкусу многим американцам. Когда она слышит фразу "Здесь негров не обслуживают", ей вновь мерещится "Евреям здесь не место".
Когда в её жизнь вновь приходит Любовь, девушка ещё не знает, что Смерть тоже где-то рядом. По редакционному заданию Анна прилетает на атолл Бикини. Эндрю оказался там же по другой причине: он занимается испытанием атомного оружия. Он, кого Анна так любит, готовит смерть не только населению островка, но и всему миру. От него она слышит: "Во всем мире нет народа, который бы значил меньше, чем этот. Это всего лишь горстка людей. Разве можно сравнивать жертву, на которую их просят пойти, с той пользой, какую принесут испытания? Этот опыт пойдёт на благо всем." Анна пытается возражать: "Разве тебе известно, что такое потерять дом?.. Разве ты можешь представить, каково это, обернуться и увидеть, что от твоего дома осталась доска?! Только одна доска! Разве ты способен понять, что чувствует человек, когда ему и эту доску нужно сжечь, чтобы согреться? Каково бывает, когда ты не знаешь, где твоё место. Где завтра преклонишь голову... Знаешь ли ты, что такое война?"
Анна убегает в Нью-Йорк. Американцы проводят испытания на Бикини.
Сможет ли героиня когда-нибудь стать счастливой? Вряд ли воспоминания её отпустят...
Понимаю, что Вишневский художественно "обработал" исторические факты. Но мне была интересна именно его история. 

суббота, 13 июня 2015 г.

Путевые заметки неподвижного человека

Книга Жана-Доминика Боби "Скафандр и бабочка" оставила странное ощущение: если воспринимать её лишь как историю последних месяцев жизни человека, то это потрясает; если читать её как художественное произведение, то меня не впечатлило. Хотя метафора, вынесенная в заглавие, бесспорно, хороша.
"Жан-Доминик Боби умер спустя 2 дня после выхода его книги в свет.
И вырвалась из скафандра тела бессмертная бабочка-душа..."
Его жизнь изменилась совершенно неожиданно после сердечного приступа. 43-летний мужчина после комы превратился в совершенно беспомощного инвалида. "Жив" только один глаз. Вокруг такие же "потерпевшие крушение бедолаги одиночества, бедняги, погружённые в бесконечную ночь у врат смерти."
Но он нашёл способ "общаться": на листке написан алфавит, а логопед медленно его читает. Когда доходят до нужной буквы, больной моргает: да - 1 раз, нет - 2 раза. Постепенно из букв складывается текст книги "Скафандр и бабочка." Книга ощущений, воспоминаний, осознаний. Книга - завещание.
Неужели я был слеп и глух или действительно необходимо прозрение несчастья, чтобы увидеть человека в его истинном свете?
 Эта история только что пришла мне на ум, оставив вдвойне болезненный след: тоску по минувшему и, главное, сожаления об упущенных возможностях. Митра-Граншан - это женщины, которых я не умел любить, случаи, которыми не захотел воспользоваться, минуты счастья, которым позволил улетучиться. Сегодня мне кажется, что всё моё существование было лишь цепью таких вот мелких неудач.
 Я могу прислушиваться к бабочкам, летающим у меня в голове. Требуется большое внимание и даже сосредоточенность, так как взмахи их крыльев почти неуловимы.

Безумно трудная книга!
Попробую посмотреть фильм.

пятница, 12 июня 2015 г.

"Наша жизнь - это то, что мы творим сами"

Роман Карин Альвтеген 2005 года «Стыд» вошел в шорт-лист премии за лучший детективный роман, переведённый на английский язык. (Википедия)
Думаю, что это не совсем детектив, а скорее, психологический триллер. В напряжении держит буквально до последней страницы. Хотя есть в нём и несколько смертей (и убийства, и автокатастрофа, и смерть по неосторожности), но главный интерес не в распутывании преступлений, а в характерах главных героинь.
Моника - успешный врач, состоятельная и внешне благополучная особа. Но как только она остаётся один на один с собственными мыслями, её начинают захлёстывать разные чувства: зависть и стыд, страх одиночества и боязнь попасть в зависимость, стать уязвимой ("Зависимость, которую нельзя контролировать, опасна"). Её мучит вопрос: "Чем оправдать собственной существование?"
На какое-то время Монике удается найти хрупкое равновесие в жизни, но... "Это случилось снова. Она снова осталась жива. И она снова во всём виновата. И снова ничего не изменить, не исправить. Она сама поставила ловушку, из которой никогда больше не выбраться.
Она открыла глаза, и всё рухнуло окончательно. Там, где было пассажирское сиденье, - только искорёженный металл и остатки битого стекла... Она снова выжила, убив того, кто должен остаться в живых."
Сможет ли Моника, полная отчаяния и страха, жить в аду, когда липкий ужас сковывает не только душу, но и тело, когда мир разбился вдребезги, а разрастающаяся паутина лжи грозит  рухнуть?
Вторая героиня, Май-Бритт, уже несколько лет не выходит за пределы своей квартиры. Её тоже гложут стыд (за свою беспомощность, за огромное неподвижное тело) и страх (перед жизнью). Она не хочет признавать, но вынуждена зависеть от помощников из соцотдела. Май-Бритт давным-давно похоронила свою прежнюю жизнь и ненавидит себя теперешнюю. Однажды она получает письмо. "Кто посмел проникнуть к ней сквозь почтовую щель, явиться без приглашения из далёкого прошлого?" Это Ванья, когда-то ближайшая подруга, теперь заключённая одной из тюрем. "Осколки навсегда забытого прошлого. Они проникли в её сознание вместе с буквами Ваньиного письма. Теперь ей никто не поможет."
Карин Альвтеген удалось выстроить замысловатую историю (кстати, с весьма благополучным концом!), в которой жизни обеих героинь переплетутся в тугой узел. И обе они придут к мысли, что спасти себя можно только тогда, когда ты захочешь и сможешь спасти другого (спасая другого, спасёшься сам).
Книга о СТРАХЕ, рождающем ЛОЖЬ;
                              о СТЫДЕ, заставляющем замкнуться в ОДИНОЧЕСТВЕ;
                                                                                              о ВЕРЕ и неизбежности ЖЕРТВЫ.
Очень интересная книга! Всем советую  прочитать.

понедельник, 8 июня 2015 г.

Марк Леви. "Похититель теней"

В детстве у нас была такая игра: ты должен был постараться наступить на чужую тень, не дав никому сделать то же самое с твоей тенью.
До сих пор время от времени показываем на стене собак, птиц и старичка в кепке, изображая все это с помощью теней от своих рук.
Делая фотоснимки в солнечный день, уже привычно следим, чтобы чужие тени не попадали в кадр. Или, наоборот, фотографируем только тени.
Роман Марка Леви о мальчике, который обладал удивительной способностью: похитить чью-нибудь тень, чтобы узнать о самом человеке что-то важное и настоящее. "Это не шуточки - наступить на чью-то тень и унести её с собой." Зачем всё это маленькому, очень одинокому и не очень счастливому подростку? - "Найди для каждого, чью тень ты похищаешь, немного света, который озарит их жизнь, маленький кусочек их скрытой памяти, - это всё, о чём мы тебя просим."
Маленький похититель теней находит друзей, Ива и Люка, влюбляется в странную девочку Клеа, сближается с мамой. И всё потому, что умеет "слышать" их всех через их тени, похищенные или в солнечный день, или в лунную ночь. Но "нельзя вмешиваться в чужую жизнь, даже с благими намерениями."
Во второй части романа герой уже студент-интерн. Занятия, медицинская практика - теперь этим заполнены его дни. Ив и Клеа остались где-то в прошлом, в "копилке воспоминаний", мама и Люк далеко, в родном городке. Странно, но "самые драгоценные моменты жизни зависят  подчас от пустяков".
Жизнь опять сводит друзей. Счастлив ли Люк, помогая отцу в булочной? Или стоит попробовать осуществить давнюю мечту стать врачом?
Когда мамы не стало, именно Ив принёс горюющему сыну удивительное письмо, когда-то написанное мамой. "Те, кто дал нам жизнь, кто подарил нам свою любовь, чтобы мы их пережили, не могут уйти бесследно."
И разве может не появиться вновь та молчаливая, но удивительно смеющаяся девочка? Вот он, тот пляж, старый маяк и змей, которого запускали тогда вдвоём. "Девушка, сумевшая написать вам "Я по тебе скучала" воздушным змеем в небе, - такое не забудется...
В то утро далеко у моря вдруг ожил фонарь маленького заброшенного маяка, а мне об этом рассказала тень воспоминания."

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...