пятница, 10 июля 2015 г.

Эрик-Эмманюэль Шмитт. "Другая судьба"

Что было бы , если бы мы тогда не встретились с тобой?
Как сложилась бы моя судьба, если бы я родился в другой стране / выбрал бы другую профессию / не опоздал бы на самолет ?
Наверное, каждый из нас задавал себе подобные вопросы. Но всем известно, что "история не терпит сослагательного наклонения". Э.-Э.Шмитт в романе "Другая жизнь" попробовал поспорить с этим.
Действие начинается 8 октября 1908 года, когда пытавшийся поступить в Венскую академию художеств юноша услышал роковую фразу: "Адольф Гитлер: не принят." По мнению автора романа, именно в этот момент начинает свой путь жалкий, злобный, завистливый, страдающий комплексами человек, которому суждено изменить ход истории в XX веке. Это он, прошедший первую войну ефрейтором, не получивший ни одной пули, пострадавший от газовой атаки, награждённый Железным крестом, затеял вторую, самую страшную, войну XX века. "Неудавшийся художник, бывший бродяга, солдат, не дослужившийся даже до унтера, агитатор из пивной, опереточный путчист, девственный любовник толп, австриец, ставший немцем мошенническим путём, возглавил одну из богатейших и культурнейших стран Европы... Его находили убедительным. Его находили гротескным. Но почти никто не нашёл его опасным." Автор исследует причины появления человека-монстра.
Параллельно мы видим другую судьбу. Это история молодого человека, который 8 октября 1908 года услышал: "Адольф Г.: принят." Если бы это случилось, то и жизнь героя романа, и история XX века могли сложиться по-другому. Адольф Г. прожил насыщенную жизнь художника, в ней были взлёты и падения, восторг и печаль, любовь и одиночество. Он состоялся как личность, был счастлив в семье и умер в Санта-Монике, Лос-Анджелес, 21 июня 1970 года, когда первым человеком, ступившим на Луну, стал немецкий (!) астронавт.
Четыре главы романа читаются легко, хотя тема непростая.
Но даже с большим интересом прочла я послесловие "Другая судьба. Дневник. Осень 2000 - лето 2001 г." Заглянуть в творческую лабораторию автора позволил Э.-Э.Шмитт. Често говоря, эти несколько страниц произвели на меня не меньшее впечатление, чем 400-страничный роман.

3 комментария:

  1. Интересно! Жаль, что у истории нет сослагательного наклонения. Нет, не жаль. Наши ошибки, неудачи должны формировать характер. Не обиды Гитлера сделали из него диктатора, а комплексы и жизненные поражения сформировали жесткий характер. На Олимпе не бывает слабаков и дураков. Случайных людей там, вероятно, тоже нет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Абсолютно с Вами согласна!

      Удалить
    2. Поразительный сюжет! Обязательно прочитаю. Спасибо за отзыв!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...